Многие сайты и приложения, через которые можно продавать и покупать вещи и услуги, помогают пользователям защититься от злоумышленников. Они блокируют вредоносные ссылки в переписке, предлагают безопасные системы расчета, позволяют шифровать свой номер при публикации объявления, чтобы он не оказался в руках мошенников.
Людям постоянно напоминают о правилах финансовой безопасности. Но далеко не все им следуют — и это приводит к потерям.
Ошибка № 1: раскрытие персональных данных
Многие пользователи агрегаторов сразу указывают в объявлении номер своей карты, на которую надо переводить плату за покупку и мобильный телефон.
Это облегчает работу разнообразным «сотрудникам службы безопасности банка», которые время от времени сообщают нам об подозрительной операции и необходимости «пройти верификацию», чтобы ее отменить. Притом, в таком случае, мошенники могут обмануть вашу бдительность, продиктовав Ваш
номер карты. После того, как вы раскроете остальные реквизиты — срок действия, имя владельца и три цифры с обратной стороны, с карты спишут все деньги.
Когда мошенники сами сообщают человеку эту «конфиденциальную информацию», у него часто складывается впечатление, что звонит настоящий сотрудник банка. И уже вызвав доверие, аферисты выманивают остальные, действительно секретные данные, которые открывают доступ к счету доверчивого собеседника. Помните, что настоящий сотрудник банка не может по телефону продиктовать Вам такие данные, как номер банковской карты и не оставляйте свои персональные данные в сети Интернет.
Воспользоваться персональными данными могут и недобросовестные маркетологи, которые собирают номера телефонов по открытым источникам, а потом одолевают вас рекламными предложениями.
Ошибка № 2: обсуждение деталей в сторонних мессенджерах
Часто мошенники создают специальные фишинговые страницы, которые помогают им узнать данные карты пользователя. Эти страницы они маскируют под сайты служб доставки, платежные страницы сервисов объявлений, системы денежных переводов. Если ввести на этих поддельных страницах полные реквизиты своей карты, включая секретный код с ее обратной стороны, аферисты фактически получат ключ от вашего счета. Чаты сервисов объявлений обычно блокируют фишинговые ссылки. Именно поэтому мошенники стараются увести вас с защищенного сайта на стороннюю площадку.
Ошибка № 3: сообщение покупателю конфиденциальной информации о банковской карте
Списать деньги с карты злоумышленники могут даже не спрашивая секретный код с оборотной стороны карты. Достаточно знать только номер карты и срок ее действия. Но когда она их сообщила, с ее карты снова списали крупную сумму.
Это связано с тем, что в некоторых онлайн-магазинах для покупки не нужно вводить трехзначный код с обратной стороны карты и коды подтверждения от банка. Мошенники этим пользуются. Они оплачивают счет чужой картой, зная только ее номер, срок действия и имя владельца.
Ошибка № 4: не стоит отдавать товар раньше, чем покупатель его оплатил
Иногда аферисты используют демоверсии банковских приложений. Там можно сымитировать перевод — экран просто показывает, как перечисление денег будет выглядеть в приложении, но на самом деле суммы со счета на счет не переходят. В некоторых случаях мошенники создают сайты-дубликаты, которые похожи на настоящие онлайн-банки.
Ошибка № 5: переход по ссылкам от незнакомцев
Также мошенники создают поддельные страницы, которые повторяют дизайн оригинальных приложений. На эти страницы они вставляют скриншот объявления, дорисовывают пометку об оплате и добавляют кнопку со ссылкой.
Когда человек переходит по ссылке и скачивает «обновленную версию приложения» сервиса объявлений, на самом деле он загружает себе на телефон вирус. Вредоносные программы не только крадут данные карты, но и воруют пароли и коды от онлайн-банка. Так мошенники получают доступ ко всем банковским счетам и выводят с них деньги.